|
|
|
Миры Герберта Уэллса
- Остров доктора Моро - Страница 40
Все это родственные случаи. Менее
близкими этому и, вероятно, гораздо более сложными были операции
средневековых хирургов, которые делали карликов, нищих-калек и
всевозможных уродов. Следы этого искусства сохранились и до наших дней в
подготовке балаганных фокусников и акробатов. Виктор Гюго рассказал нам об
этом в своем "Человеке, который смеется"... Надеюсь теперь, моя мысль вам
ясна? Вы начинаете понимать возможность пересадки ткани с одной части тела
животного на другую или с одного животного на другого, возможность
изменения химических реакций, происходящих в живом существе, характера его
развития, действия его членов и даже изменения самой сущности его
внутреннего строения?
И все же никто еще не исследовал систематически и до конца эту
необыкновенную область знания, пока я не занялся ею. Некоторые случайно
наталкивались на нечто подобное при применении новейших достижений
хирургии. Большинство таких случаев, которые вы можете вспомнить, были
открыты совершенно случайно тиранами, преступниками, дрессировщиками
лошадей и собак, всякими необразованными, бездарными людьми,
преследовавшими лишь корыстную цель. Я первый занялся этим вопросом,
вооруженный антисептической хирургией и подлинно научным знанием законов
развития живого организма.
Но есть основания подозревать, что все это уже практиковалось втайне.
Возьмем хотя бы сиамских близнецов... А в подземельях инквизиции...
Конечно, главной целью инквизиторов была утонченная пытка, но, во всяком
случае, некоторые из них должны были обладать известной научной
любознательностью...
- Но, - прервал я его, - эти существа, эти животные говорят!
Он подтвердил это и продолжал доказывать, что пределы вивисекции не
ограничиваются простыми физическими изменениями. Можно научить чему угодно
даже свинью. Духовная область изучена наукой еще меньше физической. С
помощью развивающегося в наши дни искусства гипнотизма мы заменяем старые
наследственные инстинкты новыми внушениями, как бы делая прививки на почве
наследственности. Многое из того, что мы называем нравственным
воспитанием, есть только искусственное изменение и извращение природного
инстинкта; воинственность превращается в мужественное самопожертвование, а
подавленное половое влечение в религиозный экстаз. По словам Моро, главное
различие между человеком и обезьяной заключается в строении гортани, в
неспособности тонкого разграничения звуков - символов понятий, при помощи
которых выражается мысль. В этом я с ним не согласился, но он довольно
грубо пропустил мое возражение мимо ушей. Он повторил, что это именно так,
и продолжал рассказывать о своей работе.
Я спросил его, почему он взял за образец человеческий облик. Мне
казалось тогда и до сих пор кажется, что в этом его выборе крылась
какая-то странная озлобленность против человечества.
Он сказал, что выбор был совершенно случайный.
|
|
|
|
|
|
|